Каждое поколение взрослых подростки удивляют своими экспериментами в одежде и во внешности. И я тоже за многие годы работы с ними, что только не видела! Мы пережили и эмо с розовыми печальными челками, и полуголые тела, и торчащие лифчики /стринги, головы были тоже всякие: и с длинными волосами, и лысые, и разноцветные, и боевые ирокезы…
Взрослому человеку, уделяющему очень много внимания своей внешности, и даже профессионалу от кутюр невозможно угадать как будет развиваться подростковая мода. Кто её запускает и куда она исчезает? Почему именно это? И почему для всех? Они же ходят все, как из одного приюта! А надо просто знать особенности этого возраста. И в первую очередь изменения своего «физического Я», знать все происходящее с подростком в ходе его физического развития.
Не всем детям по нраву телесные изменения: кто-то категорически против своей груди, а значит сутулится, плечи вперёд, маскирует грудь, одежда большая, чтобы ничего, не дай Бог, не подчеркивала. Или наоборот: всё напоказ, завидуйте, я взрослая! У мальчиков нескладность и дрыщавость тоже срочно надо как-то замаскировать. Формируется качественно новая телесная идентичность.
Впервые эти проблемы дают о себе знать в конце предпубертатного – начале пубертатного периода и остаются актуальными до минования пика бурного процесса взросления. Это время внутренне противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового «физического Я». Чтобы стать собой новым, надо перестать быть собой прежним. Это противоречие жизни и «смерти» тем острее, чем более бурно протекает созревание.
Достаточно впечатлительные подростки («У страха глаза велики!») зачастую видят дефекты там, где на самом деле их нет («У меня слишком длинный нос / слишком короткие ноги»). В какой-то степени этот страх знаком каждому подростку, хотя и не каждым осознается и не у каждого ощутимо сказывается на настроении. Но у некоторых он превращается в форму пубертатной дисморфофобии (навязчивого страха телесного уродства или дефекта). Следы этого состояния ещё долго будут откликаться во взрослой жизни и серьёзно портить межличностные и даже любовные отношения.
Любые изменения в состоянии тела пробуждают у него тревогу, физическое и половое созревание вызывает прежде всего сомнение: «А так ли? А правильно ли?». Он сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же, что и он сам, но, судит их по внешности, а не по их переживаниям, и приходит к выводу, что это он «не такой» («не такая»); а значит и свою нормальную эволюцию воспринимает как искажение. Каким он будет – он еще не знает, и воображение рисует худшие варианты. Говорить об этом с кем-нибудь практически невозможно. Сомнения и тревоги выдают себя раздражительностью, отсутствием настроения, нежеланием общаться
Манера подростка одеваться, причесываться и т. д. отражает ту же тревожность.
Подростковая мода, как и любая другая, живет по своим, никому до конца не ведомым законам, чаще социальным, а принимается или отвергается и выбирается для себя – по законам психологическим!
Все эти внешние эффекты по мере взросления и обретения уверенности в собственных силах постепенно сведутся к минимуму. Пока же они – щит и забрало подростковой мнительности, тревожности.
Я часто напоминаю родителям, что у подростков почти нет прав, они обязаны подчиняться требованиям взрослых. Но вот как раз в вопросах внешности и моды они могут самореализоваться. Конечно, во внеурочное время, если в школе есть форма. Родителям всё время что-то не нравится, они пытаются подростку навязать взрослую моду или своё видение ребёнка в соответствии со своими вкусами. А ведь это как раз то время, когда можно примерить на себя любой образ!
Нет претензий к подростковой моде, если это не связано с разрушением здоровья. И да, может дочь или сын в своей одежде на ваш взгляд выглядят нелепо и вызывающе, странно и непонятно. Ну и что! Этого требует их психология, физиология. Пройдёт это время, и они превратятся в самих себя, признают и полюбят своё новое тело, а пока их надо, по крайней мере, не стыдить и не унижать за их моду и внешний вид.
От того, как складываются знания подростка о себе, как формируется переживание своего «физического Я» вообще и полового в частности, зависят многие стороны его будущего отношения к самому себе, к окружающим людям разного пола, а также к чувству любви.
Чем более семья сплочена, чем более едины требования ко всем ее членам, чем больше ребенок в течение всей своей жизни чувствует себя признаваемым и полезным членом семьи, тем менее конфликтно протекает пубертатный период.
То есть, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок благополучно пережил подростковый период – дайте ему/ей возможность побыть подростком: походить в странной мешковатой или вызывающей одежде, не требуйте быть взрослым от подростка=ребёнка.
Автор статьи: Москвина Светлана Серафимовна.
Как понять своего подростка: особенности физиологии взросления, особенности сексуального созревания и прочие особенности подросткового возраста?
Для родителей подростков записаны вебинары:
1) Видео вебинара «Мой ребёнок — подросток! Что делать?» — 1 час 41 минута полезной информации
2) Видео вебинара «Сексуальное созревание подростка» — 1 час 57 минут полезной информации
3) Видео вебинара «Как девочке-подростку определить, как к ней относится молодой человек» — 1 час 29 минут полезной информации
После просмотра этих вебинаров вы поймёте особенности подросткового возраста, риски этого возраста и КОНКРЕТНЫЕ рекомендации родителям: что делать и что говорить детям, чтобы сохранить физическое, психическое и сексуальное здоровье подростка.
Ну а чтобы получать полезные материалы от специалистов Центра здоровых отношений Светланы Москвиной — подписывайтесь на Секретную рассылку ВКонтакте: https://vk.cc/bXvFjo
Записаться к специалистам «Центра здоровых отношений Светланы Москвиной»
По тел: 266-918 (администратор, с 10 до 17 по будням)
Сексолог – Светлана Серафимовна Москвина
Специалист по профориентации – Евдокимова Любовь Николаевна
Детский психолог – Черемискина Надежда Викторовна
Клинический психолог – Астраханцева Татьяна Владимировна
Запись по тел: 8-900-525-90-49 (ватсап, телеграм)
Возможно, вам будет интересно: