
Статья для родителей малышей.
В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых – научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.
Общение ребенка со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе, валяясь на ковре.
Дети, которые посещают ясли, имеют большой опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения. Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними детьми проявление отрицательных эмоций, например, гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях более тесное общение, и, естественно, дети чаще «ущемляют интересы» друг друга (отбирают игрушки, толкаются и т. д.). Это происходит потому, что ребенок раннего возраста в общении с детьми всегда ориентируется на собственные желания без учета желаний другого.
Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» ее в объятиях, а может неожиданно закричать: «Ты плохая, уходи!».
Родители ЗАРАНЕЕ должны быть готовыми к спонтанным вспышкам и вести себя обдуманно (оставаться спокойным, не отвечать излишне эмоционально). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта, взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности.
Для детей 2,5-3 лет, которые входят в период кризиса 3 лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция – восприятие – аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

У ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости ПЕРЕСТРОЙКИ своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. Основными симптомами, характерными для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющими так называемое СЕМИЗВЕЗДИЕ, являются:
1. Негативизм. Именно негативизм «вынуждает» ребенка поступать ВОПРЕКИ своему аффективному желанию. Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
Если взрослый использует АВТОРИТАРНУЮ модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др.
2. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это ПОТРЕБОВАЛ. Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!». Зачастую родители, встав на позицию «КТО – КОГО», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка в «угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. При АВТОРИТАРНОМ воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.
4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности.
Следующие симптомы, относятся к симптомам ВТОРИЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявит власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения»
Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать РЕВНОСТЬЮ. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, кризис трех лет – это бунт против АВТОРИТАРНОГО воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы ОПЕКИ, которые сложились в раннем возрасте. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному «Я», и к другим людям, окружающим его.
Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).
Следует отметить, что кризис трех лет протекает ОСТРО только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.
Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют АВТОРИТАРНЫЙ стиль взаимодействия с ребенком, ГИПЕРОПЕКУ на ПАРТНЕРСКОЕ общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер.
Впрочем слово «договариваться» родители не всегда понимают верно и требуется помощь профессионала, чтобы объяснить, как правильно себя вести с вашим, конкретным, замечательным ребёнком. Всего одна консультация с детским психологом помогает избежать значительных трудностей в отношениях родителей и ребёнка: конфликтов, истерик, обид и нервных срывов, которые могут тянутся целыми годами.
Автор: Черемискина Надежда Викторовна.
Ну а чтобы получать полезные материалы от специалистов Центра здоровых отношений Светланы Москвиной — подписывайтесь на Секретную рассылку ВКонтакте: https://vk.cc/bXvFjo
Записаться к специалистам «Центра здоровых отношений Светланы Москвиной»
По тел: 266-918 (администратор, с 10 до 17 по будням)
Сексолог – Светлана Серафимовна Москвина
Специалист по профориентации – Евдокимова Любовь Николаевна
Детский психолог – Черемискина Надежда Викторовна
Клинический психолог – Астраханцева Татьяна Владимировна
Запись по тел: 8-900-525-90-49 (ватсап, телеграмм)
Возможно, вам будет интересно: