
Вы, конечно, знаете, что обычно происходит с ребенком в магазине игрушек: у него загораются глаза при виде стольких замечательных вещей. Впрочем, мы тоже приходим в восторг, оказавшись среди обилия чудес – всех этих великолепных велосипедов, роликовых коньков, электрических железных дорог, кукол, разного рода занимательных настольных игр. И все же САМОЕ ГЛАВНОЕ, что нужно детям для игры, в этот перечень не входит. Как ни разнообразно все, что выставлено на прилавках магазина, там нет того, что ребенок ценит БОЛЬШЕ ВСЕГО, в чем больше всего нуждается. Там нет ДРУЖБЫ.
Разумеется, для большинства из нас это настолько очевидно, что нет никакой нужды говорить об этом. Все мы знаем, что детям НЕОБХОДИМО общество сверстников, причем не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам. Играя с друзьями, дети привыкают что-то делать совместно, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находить свое место в нем и, самое главное, получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с друзьями.
Эта сторона жизни наших детей не требует больших усилий с нашей стороны, и все-таки мы многое можем сделать для того, чтобы у нашего ребенка было больше друзей, притом хороших друзей. В следующей статье я предложу несколько рекомендаций родителям, чьи дети имеют мало настоящих товарищей или, возможно , не очень умеют дружить.
Ребёнка важно НАУЧИТЬ дружить, объяснить феномен дружбы, рассказать, как нужно общаться со сверстниками, чтобы возникла дружба и не всегда родители знают, как они могут помочь своему ребёнку. Вот об этом и будем говорить!
Учим детей дружить: рекомендации для родителей.
1. Нельзя требовать от детей, чтобы они поняли значение дружбы задолго до того, как начнут ходить в детский сад, то есть до 4 лет. А к этому возрасту они приобретают достаточно большой опыт общения с ближними, который уже накладывает отпечаток на их будущее социальное поведение. Очень важно, чтобы ребенок с младенчества соприкасался с людьми. Не стоит держать его под стеклянным колпаком ради сохранения здоровья. Гораздо лучше будет, если ребенок станет как можно больше общаться с окружающими. Общение это, как правило, нравится детям. Если малыш с самого раннего детства научится легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха перед ближними, какой нередко возникает у многих детей в более старшем возрасте.
2. Наша собственная общественная жизнь впрямую влияет на ребенка и его последующее участие в ней. Иными словами, мы сами создаем модель, которую ребенок будет воспроизводить позже. Если в нашем доме мало бывает друзей, если мы пренебрежительно отзываемся о людях, то, конечно, подаем пример недружелюбия. Они так или иначе все же научатся жить в согласии с ближними, но уже не благодаря нам.
3. Очень часто мы САМИ в состоянии помочь ребенку преодолеть некоторые трудности общественной жизни. Так, например, если шестилетний малыш не умеет столь же ловко брать мяч, как его сверстники, он, конечно, будет отвергнут ими. Но если отец этого ребенка возьмет на себя труд в выходные дни научить сына играть в футбол, он поможет ему улучшить отношения с товарищами. Если наша дочь единственная среди подруг не умеет ездить на велосипеде, то время, которое мы потратим, помогая ей преодолеть свой страх, будет вознаграждено радостью, какую получит девочка, катаясь уже вместе с подругами.

Вероятно, самый целесообразный способ улучшить отношения нашего сына или дочери с друзьями и товарищами заключается в нескольких простых и практичных советах:
а) Дарить ребенку игры, в которых надо участвовать вместе с товарищами: лапта, бадминтон, настольный теннис, волейбольный мяч , например. В некоторые из них вы будете играть вместе с сыном и дочкой.
б) Если вам настолько повезло, что возле дома есть собственный сад, хорошо было бы оснастить его предметами, привлекающими других детей. Одни качели никогда не принесут столько пользы, сколько выделенное место для игры — в доме или на воздухе, — где дети могли бы пачкать свою одежду и шуметь, сколько им угодно. Это очень привлекательно для них, и они всегда охотно будут вновь и вновь приходить туда. Чашку чая и бутерброд с маслом, которые мы предложим маленьким гостям в подходящий момент, позволят им чувствовать себя как дома. В такие моменты родителям ещё и представляется великолепная возможность понаблюдать как выстраивает ваш ребёнок отношения с другими детьми, что можно объяснить ему потом как и что нужно делать лучше.
в) Когда мы в первый раз поведем ребенка в цирк (и в каждом последующем случае), отправимся смотреть какое-нибудь соревнование или обозревать достопримечательности родного города, то возьмем кого-нибудь из его друзей. Детям не только будет веселее, им станет ПРИВЫЧНЕЕ находиться в компании. Во всяком случае, так должно быть. Тут есть еще одно преимущество – нашего ребенка наверняка тоже пригласят принять участие в совместной прогулке, и дети быстрее подружатся, испытают больше радости.
г) Прием гостей — всегда интересное событие для ребенка, и чем чаще мы будем приглашать его друзей, тем лучше. Кроме обычных поводов, таких, как день рождения, Новый год и так далее, с помощью некоторого воображения всегда можно придумать разные предлоги собирать ребят.
Наконец, все, что мы делаем для улучшения взаимоотношений с ребенком, всегда будет иметь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ и для его отношений со сверстниками. Если ребенок скован в общении с нами, вполне возможно, что ему плохо и в обществе друзей. Если мы замучили его нравоучениями, пусть даже невольно, и наказываем, вызывая тем самым глухую вражду и обиду, он может перенести эти чувства на друзей и испортить отношения с ними. И наоборот, если мы слишком мягки и ласковы с нашим ребенком, чересчур балуем его, он будет излишне болезненно реагировать на грубость и жестокость сверстников. Если же он привык находиться в центре внимания дома, ему может быть неприятным отношение товарищей в сравнении с той лаской и заботой, какие окружают его в семье. И напротив, если наши взаимоотношения с ребенком хорошие, мы можем толково объяснить ему, как он должен вести себя с товарищами, и он поймет нас.
Совершенно естественно, что дети ведут себя непоследовательно: то крепко любят друг друга, то ненавидят, сегодня дружно играют, а завтра дерутся и, плача, уверяют, что больше никогда в жизни не будут друг с другом разговаривать. Они обвиняют товарищей во лжи, воровстве, обмане, в том, что кто-то кого-то ударил, и в бесконечном множестве других дурных поступков. Однако родителям вместо того, чтобы разбираться, кто прав, кто виноват, следует прежде всего УНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА. А когда тот успокоится, на конкретных примерах объяснить ему, что подобные ссоры случаются со всеми, и со взрослыми тоже, но мы научились забывать про них. Позднее малыш и сам поймет, что лучше жить с окружающими в согласии, чем быть всегда правым.
Мы поможем нашему ребенку и другим способом, если с УВАЖЕНИЕМ отнесемся к его товарищам. Тогда мы вправе ожидать, что и он в свою очередь будет уважать наших друзей. Кроме того, по мере возможности не будем ставить его в неловкое положение перед друзьями – не станем ругать его в их присутствии, а отложим объяснения на потом. Поможем ему укрепить товарищеские отношения с ребятами. Например, если заболел его друг, выскажем озабоченность, поинтересуемся, как тот себя чувствует, не нужно ли ему чем-нибудь помочь. Постараемся сделать так, чтобы наши дети ОХОТНО рассказывали нам о своих приятелях, и для этого надо почаще расспрашивать о них.
Для чего нужно все это, объяснять не приходится. Мы существуем среди людей. Вся наша жизнь проходит во взаимном общении. И если мы не научимся находиться в согласии с окружающими, то постоянно будем испытывать разные трудности и неприятности. Чем лучше сложатся наши взаимоотношения с людьми, тем легче будет протекать наша жизнь. И чем больше мы будем любить не только родных, но и многих других людей, так или иначе связанных с нами, тем сильнее полюбим саму жизнь.
Автор: Черемискина Надежда Викторовна.
Ну а чтобы получать полезные материалы от специалистов Центра здоровых отношений Светланы Москвиной — подписывайтесь на Секретную рассылку ВКонтакте: https://vk.cc/bXvFjo
Записаться к специалистам «Центра здоровых отношений Светланы Москвиной»
По тел: 266-918 (администратор, с 10 до 17 по будням)
Сексолог – Светлана Серафимовна Москвина
Специалист по профориентации – Евдокимова Любовь Николаевна
Детский психолог – Черемискина Надежда Викторовна
Клинический психолог – Астраханцева Татьяна Владимировна
Запись по тел: 8-900-525-90-49 (ватсап, телеграмм)
Возможно, вам будет интересно: