
Одной из наиболее распространенных причин возникновения агрессии в поведении ребенка является жесткое подавление его стремления к самостоятельности со стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию.
СЛОВЕСНАЯ АГРЕССИЯ гораздо более широко распространена среди детей и не настолько опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того, чтобы поведение ребенка не вызывало тревоги у родителей. Ведь словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия проявления которой могут быть самыми различными.
Словесная агрессия в поведении ребенка выражается в:
• постоянных отпорах, противоречии точке зрения окружающих, выраженном в грубой словесной форме;
• отрицательных отзывах и ком-либо и не всегда объективных критических замечаниях;
• высказывании мыслей активно-агрессивного содержания («Я его убью!» «Я ему руки-ноги переломаю!» и т.д.) или проклятий в адрес кого-либо;
• выражении недовольства действиями других в виде ругани, брани, использовании обидных слов, а также выражений, смысл которых явно направлен на причинение обиды другому человеку;
• беспричинных оскорблениях как знакомых, так и незнакомых людей;
• попытке подчинить своей воле путем словесных угроз или словесного принуждения;
• частых упреках, по большей части – безосновательных, в адрес взрослых членов семьи или педагогов;
• повышенном общем тоне разговора.
Агрессию нельзя оставлять без внимания. Однако, словесная агрессия не всегда заставляет родителей насторожиться… В следующих частях мы расскажем вам, какие еще виды агрессии применяют дети и как следует реагировать взрослым, если они сталкиваются с агрессивными проявлениями.
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ выражается в различных формах физического воздействия – причинении боли, физических страданий, драчливости.
Агрессия может также быть косвенной, то есть конкретно ни на кого не направленной. Этот вид агрессии также очень часто распространен среди детей. Необъяснимые и немотивированные взрывы ярости, громкий крик, топанье ногами, удары ногами об стену или кулаками по столу – все это проявления косвенной агрессии.
Кроме того, агрессивное поведение может стать для ребенка:
— способом достижения какой-либо цели (как конкретной, так и абстрактной);
— своеобразным способом разрядки психики в условиях, когда она необходима и когда других способов он либо не может найти, либо их на самом деле не существует;
— способом «блокирования» тех или иных потребностей и желаний, подавляемых более сильными (чаще всего, старшими по возрасту) людьми.
Безусловно, причины агрессивности могут быть различными. Ссоры родителей, взаимные оскорбления, свидетелем которых периодически становится сын или дочь, частые наказания – все это трансформируется в своеобразную модель агрессивного поведения, которая передается ребенку от взрослых. Само по себе физическое или грубое словесное наказание ребенка, насильственное принуждение его к чему-либо – это уже прямой путь к возникновению в его сознании модели агрессивного поведения.
Особенно часто агрессию проявляют те дети, которые подвергались физическому насилию со стороны родителя.

Наказание как педагогический прием может быть эффективно и безопасно только в том случае, если не превышает допустимой нормы, если оно не тождественно физической расправе и, главное, если ребенок чувствует справедливость наказания и позитивное отношение к себе со стороны родителей. В противном случае наказание всегда ведет к возникновению агрессии.
ПРИСМОТРИТЕСЬ К РЕБЕНКУ. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности, в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих. Для кого-то такой сферой может стать спорт, для кого-то – творчество, искусство.
Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным «придатком», от которого ничего не зависит. Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых.
Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте ребенку иногда «воспитывать» себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в объяснениях одним лишь «потому что».
В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов.
Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить ребенку, избегайте приказаний.
Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите ребенка возможности действовать назло и в то же время заставите его задуматься над своими поступками, над их возможными последствиями, выработаете чувство ответственности.
Научите его состраданию. Возможно, ребенок просто не понимает, что такое чувство сострадания, как оно может обогатить его духовный мир. На собственном примере, а не теоретически, покажите, как важно помогать слабым, беспомощным. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь или просто утешить.
Уважайте индивидуальность ребенка, его интересы. Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям.
Организуя позитивную деятельность ребенка, не забудьте о соблюдении некоторых очень важных правил:
— действуйте постепенно и последовательно;
— постарайтесь четко организовать эту деятельность, создать определенный режим, ритм;
— предоставьте ребенку положительные ориентиры, пример, достойный подражания;
— обеспечьте необходимый ненавязчивый контроль, который постепенно перерастает в самоконтроль.
Развитие человека осуществляется в деятельности – об этом никогда не следует забывать. В том случае, если ребенку предоставить возможность деятельности социально значимой, общественно одобряемой и результативной, его стремление к самореализации найдет достойный выход.
Автор: Черемискина Надежда Викторовна.
Ну а чтобы получать полезные материалы от специалистов Центра здоровых отношений Светланы Москвиной — подписывайтесь на Секретную рассылку ВКонтакте: https://vk.cc/bXvFjo
Записаться к специалистам «Центра здоровых отношений Светланы Москвиной»
По тел: 266-918 (администратор, с 10 до 17 по будням)
Сексолог – Светлана Серафимовна Москвина
Специалист по профориентации – Евдокимова Любовь Николаевна
Детский психолог – Черемискина Надежда Викторовна
Клинический психолог – Астраханцева Татьяна Владимировна
Запись по тел: 8-900-525-90-49 (ватсап, телеграмм)
Возможно, вам будет интересно:
Перейти в раздел про ВОСПИТАНИЕ детей