Как же узнать, подметить намерение уйти из жизни?
Специалистами выделено три вида суицидальных поведения и поступков:
• Истинные. Это действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, телятся интерес к прежним увлечениям, изменяются черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
• Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
• Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.
Признаки суицидального поведения
Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».
Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.
Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.
Проблема заключается в том, что родители не замечают таких настроений, не интересуются жизнью детей, пренебрежительно высказываются об их друзьях, увлечениях, списывают всё на смену настроения. В результате подросток просто перестаёт общаться с родителями, не рассчитывает на их понимание и пытается решить свои проблемы так, как ему кажется правильным. Он даже не представляет, сколько людей вокруг него может ему помочь, а главное хочет. Но он уже никому не доверяет и не верит.
Учитесь разговаривать со своими детьми с раннего возраста, интересуйтесь его идеями и мыслями, держите под контролем его жизнь в школе и с друзьями. Подростки – это особый тип людей, они нуждаются в помощи, советах. Только не как с малышами, а как с думающими людьми, которые готовятся вступить во взрослую самостоятельную жизнь. Что с ними происходит, на что обратить внимание, как себя вести, можно подробнее узнать здесь.
Автор статьи: Москвина Светлана Серафимовна.
Как понять своего подростка: особенности физиологии взросления, особенности сексуального созревания и прочие особенности подросткового возраста?
Для родителей подростков записаны вебинары:
1) Видео вебинара «Мой ребёнок — подросток! Что делать?» — 1 час 41 минута полезной информации.
2) Видео вебинара «Сексуальное созревание подростка» — 1 час 57 минут полезной информации.
3) Видео вебинара «Как девочке-подростку определить, как к ней относится молодой человек» — 1 час 29 минут полезной информации.
После просмотра этих вебинаров вы поймёте особенности подросткового возраста, риски этого возраста и КОНКРЕТНЫЕ рекомендации родителям: что делать и что говорить детям, чтобы сохранить физическое, психическое и сексуальное здоровье подростка.
Ну а чтобы получать полезные материалы от специалистов Центра здоровых отношений Светланы Москвиной — подписывайтесь на Секретную рассылку ВКонтакте: https://vk.cc/bXvFjo
Записаться к специалистам «Центра здоровых отношений Светланы Москвиной»
По тел: 266-918 (администратор, с 10 до 17 по будням)
Сексолог – Светлана Серафимовна Москвина
Специалист по профориентации – Евдокимова Любовь Николаевна
Детский психолог – Черемискина Надежда Викторовна
Клинический психолог – Астраханцева Татьяна Владимировна
Запись по тел: 8-900-525-90-49 (ватсап, телеграм)
Возможно, вам будет интересно: