Тревожный ребенок. Что такое детская «тревожность» и что делать родителям.

Тревожность – чувство беспокойства, характеризующееся неадекватностью возникновения. Тревожность – это чувство небезопасности.

Психологи выявили такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Авторитарный стиль родительского воспитания тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку со стороны родителей, постоянные сравнения с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя.

Озабоченность родителей передается детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей (репетиторов), часами выполняют с ними задания. Неокрепший и еще неготовый к такому интенсивному обучению организм иногда не выдерживает – малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность следует отличать от тревоги: тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или при пересказывании сказки на занятии. Но так случается не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявление тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

👉 Тревожность НЕ связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же он боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха, например, страха темноты, высоты, замкнутого пространства. Между терминами «страх» и «тревога» есть различие. Тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них.

Каждому ребенку присущи какие-то страхи, однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени определенная точка зрения на причины возникновения тревожности еще не выработана, но большинство ученых считают: в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван разными причинами, но чаще всего мы имеем дело со следующими причинами детской тревожности:

1. Противоречивые требования, предъявляемые родителями либо родителями и детским садом.

2. Неадекватные требования взрослых (чаще всего завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть послушным, ответственным, вежливым, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь плохо ведет себя в детском саду, не умеет играть в коллективе, обижает других детей и не является самым лучшим ребенком группы.

Так же тревожность ребенка во многом зависит и от уровня тревожности окружающих его взрослых. Тут важно чтобы мама и папа вели себя спокойно и рассудительно, не кричали, не пугали ребёнка, не срывались на ребёнка, если что-то не получается или ребёнок ведёт себя не очень хорошо.

Родителям важно помнить, что ребёнок – МАЛЕНЬКИЙ! Ребёнок много не понимает в жизни и копирует поведение родителей из-за чего высокая тревожность педагога или родителя передается и ему.

Дорогие родители, помните, что в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Желаем вам спокойствия, терпения и успехов в нелёгком процессе воспитания!

Автор: Черемискина Надежда Викторовна.


✨👉 Ну а чтобы получать полезные материалы от специалистов Центра здоровых отношений Светланы Москвиной — подписывайтесь на Секретную рассылку ВКонтакте: https://vk.cc/bXvFjo


Записаться к специалистам «Центра здоровых отношений Светланы Москвиной»

По тел: 266-918 (администратор, с 10 до 17 по будням)

Сексолог – Светлана Серафимовна Москвина

Специалист по профориентации – Евдокимова Любовь Николаевна

Детский психолог – Черемискина Надежда Викторовна

Клинический психолог – Астраханцева Татьяна Владимировна

Запись по тел: 8-900-525-90-49 (ватсап, телеграмм)


Возможно, вам будет интересно:

Перейти на Главную страницу

Перейти в раздел про ВОСПИТАНИЕ детей