ПОДРОСТОК И ЕГО ТРЕВОГИ. Что делать родителям?

Взрослому человеку, даже уделяющему очень много внимания своей внешности, трудно, а порой и невозможно прочувствовать все происходящее с подростком в ходе физического развития.

Часто, сталкиваясь вплотную с напряженностью переживаний подростка, её объясняют особенностями подростковой психики, не видя за ними специфических психологических проблем. В самом общем виде их нужно определить как проблемы реорганизации образа «физического Я» и формирования качественно новой телесной идентичности.

Впервые эти проблемы дают о себе знать в конце препубертатного — начале пубертатного периода и остаются актуальными до минования пика бурного процесса взросления. Тревожащая новизна ощущений, меняющихся телесных форм, появление непривычной угловатости и неловкости, трудности управления «ломающимся» голосом, необычность ощущений, связанных с сексуальным напряжением и его разрядкой, — все это рискует стать проблемой, причем во многом неосознаваемой, а потому тревожащей еще больше. Это время внутренне противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового «физического Я». Чтобы стать собой новым, надо перестать быть собой прежним. Это противоречие жизни и смерти тем острее, чем более бурно протекает созревание.

Достаточно впечатлительные подростки («У страха глаза велики!») зачастую видят дефекты там, где на самом деле их нет («У меня слишком длинный нос… слишком короткие ноги…»). В какой-то степени этот страх знаком каждому подростку, хотя и не каждый осознается и не у каждого ощутимо сказывается на настроении. Но у некоторых он превращается в форму пубертатной дисморфофобии (навязчивого страха телесного уродства или дефекта). Следы этого состояния ещё долго будут откликаться во взрослой жизни и серьёзно портить межличностные отношения.

Любые изменения в состоянии тела пробуждают у него тревогу, физическое и половое созревание вызывает прежде всего сомнение: «А так ли? А правильно ли?». 

Он сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же, что и он сам, но, видя их внешность, а не переживания, приходит к выводу, что он «не такой» («не такая»); нормальную эволюцию воспринимает как искажение. Каким он будет — он еще не знает, и воображение рисует худшие варианты. Говорить об этом с кем-нибудь практически невозможно. Сомнения и тревоги выдают себя раздражительностью, могут отражаться в сочинении небылиц о чьем-то восхищении в свой адрес.

Манера подростка одеваться, причесываться и т. д. отражает ту же тревожность. Подростковая мода, как и любая другая, живет по своим, никому до конца не ведомым, но в основе своей социальным и социально-психологическим законам, а принимается или отвергается, выбирается для себя — по законам психологическим!

Все эти внешние эффекты по мере взросления и обретения уверенности в собственных силах постепенно сведутся к минимуму. Пока же они — щит и забрало подростковой мнительности, тревожности.

От того, как складываются знания подростка о себе, как формируется переживание своего «физического Я» вообще и полового в частности, зависят многие стороны его будущего отношения к самому себе, к окружающим людям разного пола, а также к чувству любви.

Чем более семья сплочена, чем более едины требования ко всем ее членам, чем больше ребенок в течение всей своей жизни чувствует себя признаваемым и полезным членом семьи, тем менее конфликтно протекает пубертатный период!

Известно, что чем более развита цивилизация, тем больше времени требуется на подготовку ко взрослой жизни. Физическая и половая зрелость достигается теперь раньше и опережает социальную на 5—7 лет!!! И чем больше это опережение, тем более вероятно конфликтное протекание подросткового периода.

В современные общества вчерашние дети входят в мир взрослых сегодня поодиночке и незаметно, зачастую лишённые информации и поддержки со стороны взрослых. 

Но как же быть родителям, которые и хотят понять своего ребёнка, но не могут этого сделать из-за целого ряда факторов: подросток их отталкивает, а порой, довольно бесцеремонно заявлет о том, что «это их не касается» или «я сам разберусь со своей жизнью»? Но нет! Не разберется! Даже взрослым детям необходимы любовь и поддержка родителей. Так КАК же любить своего подростка? Как его понять и найти общий язык?

В первую очередь необходимо интересоваться жизнью своего ребёнка: узнать какие у него увлечения, что ему нравится и не нравится, какие фильмы он смотрит, какую музыку слушает. Спрашивайте своего подростка, слушайте его ответы, но не оценивайте его увлечения и не осуждайте, будьте внимательны, но не карайте его за искренность. И это самый простой и короткий путь наладить отношения с вашим непонятным подростком.

Любите своих детей, разговаривайте с ними и обсуждайте даже сложные, но очень важные темы!

Автор статьи: Москвина Светлана Серафимовна.


А для родителей, которые хотят разобраться со всем категорически и сразу, подготовлена серия вебинаров о подростках и особенностях подросткового периода:

— Запись вебинара «Мой ребенок — подросток. Что делать?»

— Запись вебинара «Сексуальное созревание подростка»

— Запись вебинара «Репродуктивное здоровье ребёнка/подростка» (для просмотра вместе с подростком)

— Запись вебинара «Как девочке-подростку определить, как к ней относится молодой человек» (для просмотра вместе с подростком)

— Запись вебинара «Учебная мотивация подростка: что делать родителям?»

После просмотра этих вебинаров вы поймёте особенности подросткового возраста, риски этого возраста и КОНКРЕТНЫЕ рекомендации родителям: что делать и что говорить детям, чтобы сохранить физическое, психическое и сексуальное здоровье подростка.   


✨ 👉 Ну а чтобы получать полезные материалы от специалистов Центра здоровых отношений Светланы Москвиной — подписывайтесь на Секретную рассылку ВКонтакте: https://vk.cc/bXvFjo


Записаться к специалистам «Центра здоровых отношений Светланы Москвиной»

По тел: 266-918 (администратор, с 10 до 17 по будням)

Сексолог – Светлана Серафимовна Москвина

Специалист по профориентации – Евдокимова Любовь Николаевна

Детский психолог – Черемискина Надежда Викторовна

Клинический психолог – Астраханцева Татьяна Владимировна

Запись по тел: 8-900-525-90-49 (ватсап, телеграм)


Возможно, вам будет интересно:

Вернуться в раздел «Статьи и видео»

Вернуться на Главную страницу

Добавить комментарий